Первая неделю 2018 года разразилась скандалом в Dota 2 — первый «мажор» второй половины сезона на Филиппинах, Galaxy Battles, потерял свой статус и поддержку от Valve в связи с законодательством страны по части борьбы с наркотиками. Кто-то начал говорить о том, что употребление марихуаны вполне безобидно, кто-то ополчился на Valve за то, что они «кидают тень» на всё киберспортивное сообщество. Мы часто любим говорить про то, как компьютерные соревнования выходит на новый уровень в мире, что все больше людей и инвесторов обращают свой взор на эту молодую и быстроразвивающуюся индустрию. Но в сегодняшнем материале мы поговорим о непривычной читателю теме – это проблема допинга в киберспорте. Есть ли она? И де заканчиваются факты, а где начинаются чужие фантазии.
В первую очередь давайте объяснимся, что ввиду особенностей киберспорта, тут существует 2 вида «допинга»: биологический и механический. Говоря о втором мы имеем в виду разного рода чит-программы, коды, макросы и т.д., которые дают преимущество компьютеру одного игрока над компьютером соперника. Темой сегодняшнего исследования от GameInside.ua является именно биологический допинг, так называемые стимуляторы, которые помогают игрокам лучше и дольше фокусироваться на игре.
Слухи о том, что стимуляторы добрались до киберспорта, появились давно. Разумеется, слухи — это ненадежный источник информации, однако мы не можем с уверенностью сказать, что никто из киберспортсменов никогда не использовал допинг. Как мы убедились ранее, человек прибегает к помощи стимуляторов тогда, когда его деятельность сопряжена с высокими нагрузками и рисками. И то, и другое игрокам в полной мере «предоставляет» профессиональный киберспорт с его жесточайшей конкуренцией, огромными призовыми, изнурительными тренировками, давлением со стороны спонсоров, организаций и болельщиков. Было бы странно предположить, что стимуляторы никогда не появятся в киберспорте.
Какие, собственно, слухи ходят и что нам вообще известно об этой проблеме? Менеджер CS:GO состава организации Natus Vincere Евгений «Ugin» Ерофеев несколько лет назад прокомментировал возможное использование стимуляторов в киберспорте так:
«Это была довольно открытая практика в своё время, хотя подобное я никогда не поддерживал. Учитывая, какими темпами развивается киберспорт, я думаю, что введение допинг-контроля не за горами».
В свою очередь игрок Gambit по Dota 2 — Андрей «ALWAYSWANNAFLY» Бондаренко рассказал в неформальной беседе, что проблема эта всегда имела место:
«Сейчас я не знаю, кто и что употребляет, но раньше довольно много и действительно часто употребляли. Это делали процентов сорок или пятьдесят всех игроков, которые приезжали на LAN в Киев. Там и курили, и употребляли амфетамин, да и чего только не употребляли»
В документальном фильме о киберспортсменах «Frag», вышедшем на экраны в 2008 году, профессиональный игрок Майкл «Carmac» Бличарз перечислил конкретные препараты, популярные среди геймеров. В частности, он упомянул так называемый crystal meth, который представляет собой одну из форм амфетамина, риталин и сам амфетамин.
Все эти препараты обостряют восприятие, придают сил и улучшают концентрацию внимания. Летом 2014 года игрок Кори «Semphis» Фризен из американской команды Cloud9 признался в том, что он и вся команда принимали аддералл — психостимулятор, который используют в некоторых странах для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей.
Далеко не все поверили ему на слово, поскольку ребята из Cloud9 не показали во время турнира выдающихся результатов, даже не выйдя из группы. Несмотря на скепсис, руководство ESL заявило о том, что примет меры по предотвращению подобных случаев, обязуя игроков проходить допинг-контроль. Тем самым слова бывшего игрока «облачной команды», были они правдой или клеветой, напомнили всем о существующей проблеме и ускорили неизбежный процесс введения допинг-контроля на турнирах.
Согласно информации опубликованной ESL, за основу системы был взят список запрещённых препаратов Мирового антидопингового агентства (WADA). В него, входят анаболические агенты и стероиды, пептидные гормоны и гормоны роста, миметики, другие гормоны и модуляторы метаболизма, Beta2-агонисты, диуретики, маскирующие агенты, стимуляторы и любые глюкокортикоиды (тоже стероиды).
С 2015 года, тема допинга практически не поднималась в киберспортивном сообществе. Вплоть до 4 марта прошлого года, когда бывший СЕО американской организации Evil Geniuses и чемпион The International 2015 года, Питер «ppd» Даггер, после просмотра матчей по action-шутеру Overwatch, вот что запостил у себя в твиттере:
«Смотреть, как все эти молодые киберспортсмены сидят на Аддеролле действительно подрывает дух»
Судя по всему киберспортивная молодежь действительно слишком переоценивает разные стимуляторы, которые имеют в основе амфетамин. Ведь в больших дозах это приводит к расстройству личности, бессоннице и депрессии, в то время, как само употребление подобных препаратов по большей части работают за счет эффекта «плацебо» и влияют скорее на психоэмоциональное состояние игрока, а не биохимическое. Так что и мифом назвать нельзя, но и вся эта история на такое серьезное слово, как «допинг» пока не тянет.
Прошёл еще почти один год и на эту проблему взглянули с другой стороны, после того, как у вышеупомянутого Galaxy Battles отобрали статус «мейджора», попутно убрав все очки DPC и большую часть призового фонда. Причиной послужило требование организаторов, чтобы каждый киберспортсмен, который примет участие в турнире, предварительно прошёл тест на употребление марихуаны и метамфетамина. В свою очередь Valve расценили данное действие, как вторжение в личную жизнь игроков и за 10 дней до самого турнира отозвала свое партнерство.
Интересно то, что у тех же ESL, данные вещества также относятся к запрещенным на турнирах, но почему-то турниры этой серии сохраняют поддержку от разработчиков игры. Вопрос о «мете» можно снять, но по части «травки» GameInside обратился к ESL и получил ответ:
Да, марихуана включена в список средств, запрещённых веществ во время проведения турнира. Это означает, что рекреационное использование его за пределами мероприятия не будет наказываться. Использование его во время турнира — с начала первого дня до конца последнего дня соревнований — строго запрещено.
Шумиха вокруг ситуации с Филиппинским экс-мейджором подсыпала соли на наболевшую рану — контроль за допингом в киберспорте. В традиционном спорте вышеупомянутый WADA регулирует не только список запрещённых средств, но и комиссии, призванные контролировать соблюдение правил и наказывать в полной мере тех спортсменов, которые поставили себя выше системы и недавний инцидент с российскими олимпийцами тому пример. Киберспорт же, индустрия быстрорастущая, но молодая и еще не успел выработать аналогичную систему. Тем не менее её необходимость безусловна и создание таковой, в свете последних событий, остается вопросом времени.
Источник: gameinside.ua
Автор: KvintUA
Источник: eyesports.ru